|
Как научиться общаться |
|
Сейчас часто встречается реклама чудодейственных курсов и методик, которые позволяют овладеть иностранным языком без малейших усилий в кратчайшие сроки. Самое удивительное, что этой рекламе верят. Мне кажется, что в основе этой веры лежит видимая легкость, с которой научаются говорить дети.
Дети до двенадцати лет действительно достаточно легко учатся разговаривать, но всё равно им требуется для этого длительное взаимоинтересное общение и совместное времяпрепровождение с носителями языка. После двенадцати лет способность к обучению понижается, но её элементы сохраняются. Всё, что интересно, усваивается гораздо легче и быстрее.
Если бы иностранные художественные фильмы не дублировались, а сопровождались субтитрами, как это принято во всём мире, многие пожилые почитательницы Санта-Барбары к пятисотой серии уже говорили бы на приличном английском.
Итак, легкое обучение возможно, — если считать лёгким длительное пребывание в иноязычной среде. А возможно ли быстрое изучение? Конечно, возможно. Профессиональный многоязычный переводчик может выучить иностранный язык за два месяца, причём до уровня, достаточного для начала работы с этим языком.
Какой ценой? Для этого потребуются восемь-двенадцать часов ежедневных занятий с хорошими специалистами разного языкового профиля, постоянное нахождение в среде изучаемого языка, ежедневно придётся выучивать триста слов. Если это не для вас, то сильно быстрым ваше обучение не будет.
Мой личный опыт показывает, что серьёзно относящиеся к обучению взрослые за два месяца осваивают грамматическую основу и приобретают активный словарный запас 300 - 500 слов. Пассивный словарный запас около 1500 слов обычно уже имеется (из школы или вуза). Этого достаточно только для минимального общения, но является хорошей базой для дальнейшего (даже самостоятельного) улучшения языка.
Если в школе изучался немецкий язык, то минимально необходимы три месяца, ведь пассивный словарный запас почти полностью отсутствует. Что это даёт? Смотрите Что значит знать английский? Уровень 1. Немного, но это уже хорошее начало.
Оставим чудодейственные методики, чудеса - явление единичное и удел немногих. Реальность состоит в том, что иностранный язык можно выучить только самому, и это работа. Задача преподавателя (или курса) состоит в том, чтобы провести обучаемого к его цели по самому краткому пути, и по возможности сделать обучение интересным.
Обучение без помощи преподавателя возможно, но достичь хорошего результата труднее, и на это потребуется значительное время. При самостоятельном обучении трудно избежать закрепления ошибок.
После некоторого перерыва, снова перечитав страницы сайта, я решил в одной статье изложить сегодняшний вариант ответа на вопрос:
Страницы сайта в основном об организации процесса изучения, и разных вариантах и возможностях - это естественно. Но, рассказывая об этом, я встретился с тем, что не все понимают как происходит само научение, и чем оно отличается, например, от изучения физики или игры на арфе.
Вообще это удивительно, так как очень много людей освоили иностранный язык до нужной им степени, и, теоретически, должны знать, как это у них получилось. Кроме того, почти все мы освоили родной язык, и видим, как это делают наши дети - что тоже должно наводить на правильные мысли о процессе.
Но довольно предисловий. Процесс освоения языка особенно нагляден у детей.
1.
Имеется длительный пассивный этап – дети слушают то, что говорят взрослые,
2.
Дети начинают издавать звуки, подражая взрослым.
3.
Дети начинают говорить, постепенно всё правильней и лучше.
Довольно интересно, что языковое развитие у дошкольников обычно опережает понятийное, т.е. дети могут правильно в языковом смысле говорить о том, для чего у них нет основы - понятийного аппарата.
В дальнейшем язык развивается в основном как результат развития самого ребёнка, а потом и взрослого. Развитие может остановиться, а может продолжаться до глубокой старости.
Так и взрослые, изучая иностранный язык, должны повторять эти этапы.
1.
Пассивное слушание хорошей иностранной речи.
2.
Имитировать иностранную речь, можно без её понимания, но обязательно громко,
чтобы тренировался речевой аппарат.
3.
Пользоваться иностранным языком, прежде пассивно – читать, смотреть и слушать,
потом активно, - говорить и писать.
Все три части образуют единство. Например, можно научиться хорошо понимать письменный текст, стихи – но если при их чтении не возникают соответственные голосовые ассоциации, назову это так, то восприятие будет искажено. Стихи обязательно нужно читать в голос.
См. про школу
Отчасти имеет слабости специальной школы, но они уже не столь выражены, больше мотивация, и чаще контакты с настоящим иностранным языком. Язык можно освоить очень даже неплохо для начала активного использования.
Но это был официальный путь, удачно прошедшие по нему не нуждаются в моих советах: они знают (или считают, что знают) иностранный язык, или, как минимум, его учебный вариант.
Перед теми, кто не выучил язык в обычной системе подготовки, что скорее правило, чем исключение, разворачиваются другие пути:
Являясь успешным бизнесом, курсы часто оказываются малоэффективными для своих покупателей... Недостаточно часов занятий. Вы слушаете речь преподавателя, - возможно, это учебный английский. Вы мало говорите на занятиях, т.е. речевой аппарат не развивается.
Хотя теоретически присутствуют все составляющие освоения языка, но все в недостаточном количестве. Большинство курсов – это всё, что угодно, но не способ выучить язык.
Теоретически включает все составляющие – слушаете и говорите на занятиях, читаете и пишите дома, но, как и на курсах, язык преподавателя может оказаться не вполне английским, а времени недостаточно. Индивидуальное обучение – это концентрированные курсы, или концентрированная школа. Ту же совокупность знаний вы получите намного быстрее. Но отсутствие в нужном объёме самостоятельных занятий может обесценить и сделать неэффективным даже индивидуальное обучение.
Здесь вы сами себе хозяин. Можете найти, сделать или заплатить за хорошие подборки материалов, заниматься в удобное время – поэтому каждый день можно выделить достаточно время. Нужны, конечно, методические указания – ведь мы исходим из того, что вы ещё не выучили ни одного иностранного языка, поэтому не обладаете достаточным опытом. Мой вариант указаний см. ниже.
Добавляет, чаще всего небесплатно, к самостоятельному обучению ещё и готовые подборки материалов, иногда – консультации с преподавателями. Метод, конечно, может повысить эффективность самостоятельного изучения.
Но нужно смотреть соотношение цена/качество.
Если цена дистанционного курса CLP, например, такова, что за эти деньги не в Москве, а может и в Москве, можно сделать несколько месячных заходов с нужными интервалами к репетитору, то это и стоит обдумать… Перемежая самостоятельные занятия походами к репетиторам, можно к разным.
Для обладателей денег, не имеющих времени, следует сделать лирическое отступление. Язык – это навык, на выработку которого потребуется значительное время. И ни за какие деньги обладание этим навыком не купишь. Нельзя заплатить миллион чего-то и назавтра стать хорошим пианистом… Так что, если нет возможности выделить время, например, часа два ежедневно, то об языке следует забыть. Конечно, за хорошие деньги можно ускорить выработку навыка, но не более того.
Если дистанционный курс не предлагает какой-либо формы активной обратной связи в виде бесед с преподавателем, то значит, речь идёт о пассивном английском – кому он нужен сейчас? Пассивный язык вы и сами выучите, потратив достаточно времени - больше пользы будет в покупке на эти деньги хороших самоучителей и записей.
Естественно, выполнение письменных заданий, это тоже пассивный язык, и сейчас не может рассматриваться преимуществом. В любом магазине можно купить тесты с ответами, и совершенствоваться, сколько угодно.
Если вы согласны с моим видением, то, видимо, придёте к следующему выводу.
1.
Наиболее эффективным способом выучить иностранный язык является продолжительное
регулярное самостоятельное изучение по оптимальной и приспособленной именно
к вам методике, с периодическим, возможно непродолжительным посещением индивидуальных
занятий для облегчения прохождения сложных мест, барьеров, которые обязательно
встречаются на пути.
Барьеров немного, я бы выделил два главных.
это для тех, кто вообще не учил иностранный язык.
переход от пассивных знаний предыдущих этапов к самостоятельному применению языка. Для прохождения этого барьера должны иметься определённая сумма знаний, - т.е. ему предшествуют этапы обучения, самостоятельного, или в какой-либо системе.
Барьеры на этом кончаются, можно развиваться и достичь требуемого уровня самостоятельно, но остаётся возможность сэкономить много времени на начальном разборе основ английского языка: структуры времён, пассивного залога и сослагательного наклонения.
Самостоятельно продирание через этот материал может занять слишком много времени, так что, если есть возможность, то есть и смысл обратиться к помощи на этапах:
Это способ повысить эффективность самостоятельных занятий. Непродолжительный курс занятий по ключевым моментам английского языка с преподавателем.
Не каждый преподаватель может помочь вам преодолеть барьеры или активизировать процесс самообразования, подтолкнув в правильном направлении.
Возможно, что ваш преподаватель знает, как правильно помочь изучающему иностранный язык, - ведь эта информация доступна для внимательного наблюдателя, да и в разного рода обсуждениях, например, в интернете, приводятся ключевые составляющие успешного метода. Но обычно преподаватель заинтересован в продолжительных занятиях, и может не проводить правильных занятий.
Это, как я считаю, недальновидно. Взрослые обычно перестают заниматься, видя малую эффективность. Если вести занятия как следует, то хороший прогресс может дольше заинтересовывать взрослого.
Как найти правильного преподавателя я не знаю. Думаю, что главным является ощущение насыщенности и удовлетворённости самими занятиями, каждое из которых увеличивает знания, причём наиболее необходимые, практические. Если четыре занятия вас ощутимо ни в чём не продвинули, то сорок последующих может тоже не сделать этого.
Составляющие освоения иностранного языка известны, давайте теперь подумаем о методике, позволяющей обратить это знание в учебную, или, точнее, самообразовательную систему. Ведь мы не дети, и можем организовать процесс изучения так, чтобы приблизить результат, которым будем считать удовлетворительное владение устным и письменным иностранным языком.
Первые две задачи довольно просты, но особенно важны:
Требования к образцам: это должны быть речь обычных иностранцев, говорящих на стандартном языке. Речь дикторов и актёров не подходит. Каждую смысловую группу, например, хотя и не обязательно, каждое предложение нужно слушать громко, подолгу и многократно! Сейчас это довольно просто реализовать с помощью проигрывателей MP3.
Сделать такие записи можно самому, можно найти в интернете. Принцип их создания прост – одно высказывание записывается несколько раз подряд. Я записываю 10 раз для начала занятий. Потом идёт следующее, и так несколько часов. Какие именно высказывания записывать? На это просто не ответить.
В идеальном случае это должны быть высказывания из единой системы обучения, но их может сделать только тот, кто делает такую систему. Поэтому мои записи подходят для моей системы, а вне её ничем особо не отличаются.
При самостоятельном создании набора для слушания вы можете записывать хоть что. Здесь важно не столько содержание – это другой этап, сколько звучание.
Слушать записи нужно регулярно, не менее часа-двух ежедневно, а в некоторые дни по несколько часов, до тех пор, пока они на зазвучат у вас голове… Как назвать это по другому, я не знаю.
На этом месте вы можете сказать, что это напомнило вам метод Илоны Давыдовой и Шестова, и будете совершенно правы. Про Давыдову не скажу, я не слышал её материалов, а гаммы Шестова, как он их называет, это шаг в правильном направлении, за исключением того, что речь должны быть оригинальной иностранной – а не замедленной речью неанглоязычного…
Суммируем первый этап:
Сделать записи для самостоятельного прослушивания.
Регулярно подогу прослушивать их.
В этом месте неожиданно возникают трудности. Слушать образцы вы можете в наушниках, никого не напрягая, но говорить надо подолгу и громко. Иначе нельзя. Без этого не получится качественно говорить – вам нужно натренировать речевой аппарат на произнесение несвойственных родному языку звуков и их сочетаний, а это труд, тот самый, без которого не появится рыбка…
Что именно имитировать вы, возможно уже догадались. То, что слушали на первом этапе. Хотя это может быть и другой материал. Только теперь высказывания нужно разбить на группы, и сделать между ними паузы, достаточные для повторения. Многократного повторения в течении долгого времени. Обычно короткое английское предложение состоит из двух групп. После прохождения первого этапа вы легко найдёте точку раздела, вставите паузу.
Понимания произносимого или слушаемого на первых двух этапах не требуется.
Суммируем второй этап:
Сделать записи для самостоятельного прослушивания.
Регулярно подогу повторять.
После прохождения первых двух этапов вы уже готовы к началу настоящего погружения в язык. Подразумевается, что вы не хотите переводить, а хотите понимать и говорить. Поэтому нужно и начинать смотреть, слушать и читать.
Для развития словаря наиболее эффективно чтение. Произведения должны быть большими и интересными именно вам. Словарь на этом этапе нужен, но только как крайнее средство. Если есть хоть какая-то возможность обойтись без словаря, так и делайте. Читать надо регулярно, подолгу, если есть возможность - вслух.
Слушать на этом этапе ещё сложно. Проще начать смотреть фильмы без перевода. Фильмы должны быть интересными, субтитры не включайте ни в коем случае, как минимум первые 5-6 просмотров. Слушайте громко, можно в наушниках, чтобы никому не мешать. Вслух повторяйте понравившиеся или понятые фразы.
Нигде раньше я не говорил о традиционных источниках обучения, о самоучителях, грамматиках и всяких курсах. Можно ли без них? Конечно можно. Ведь дети научаются без них… Если вы погружены в язык два-три часа ежедневно, то вы можете научиться и без них. Но нужно это?
Ведь грамматика, это концентрированный язык, знакомство с ней может ускорить продвижение на любом этапе, даже при прослушивании.
Пользоваться традиционными учебными материалами можно и нужно, но они именно учат, а не дают навык. Вам же прежде всего нужен навык. Поэтому не поддавайтесь мысли, что, если, читая грамматику вы освоили правила применения какой-либо временной формы, то с этим у вас появился навык применения этой формы. Всё не так. Чисто теоретические занятия только дополняют самостоятельные занятия по выработке навыка, о которых рассказано выше.
Количество времени на теоретические занятия языком может быть небольшим. Если есть деньги, то эту часть наиболее эффективно проводить с преподавателем, разумеется, если он понимает ваши цели и задачи, и хочет им способствовать
Суммируем третий этап:
Много, регулярно и подолгу читать и смотреть на изучаемом языке, минимально
использую словарь и субтитры.
Периодически заниматься с каким-либо самоучителем или практической грамматикой.
Вы должны понимать, что я представил лишь кратное изложение метода самостоятельного изучения языка, как он мне видится, и что почти каждое предложение можно развернуть в отдельную историю, поэтому, если появятся вопросы – обращайтесь. Попробую ответить.
Сразу после ознакомления с существующим тогда, 10 лет назад положением, я задумался о создании собственного дистанционного курса, в котором принципиальные недостатки, упомянутые выше, были бы сведены к минимуму. Пришлось обдумать несколько концепций, и сейчас я начинаю свой курс, платную рассылку с названием «Разговорный английский: курс активизатор словарного запаса». Это часть системы дистанцонного образования, вся система в целом индивидуальна и должна быть построена каждым для себя. Все фрагменты уже есть.
5 октября 2010
|
|
|